Как бороться с этим (при необходимости)
Статья 11 п.5 Лесного Кодекса (ЛК) допускает ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах. Однако самое интересное- из текста Лесного кодекса не ясно, а кто собственно вводит эти ограничения и в чём эти ограничения заключаются. Единственное, что ясно из текста ЛК, что ограничения -это НЕ ЗАПРЕТ (в пункте 4 той же статьи есть перечень случаев, когда может быть введено ограничение или запрет, то есть это не одно и тоже).
Действительно, запрет на посещение лесов был бы нарушением одного из основополагающих прав граждан - права на свободу перемешения.(Статья 27 Конституции РФ).
Статья 8 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" содержит исчерпывающий перечень оснований ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения. Такого основания, как защита лесов от пожаров или высокая пожароопасность там нет.
Зададимся и таким вопросом, а кто вообще может ограничить посещение гражданами лесов?
Запрещая посещение лесов, местные власти ссылаются на статью 51 Лесного Кодекса, Однако данная статья перечисляет полномочия органов власти по отношению именно к лесам, и никак не разрешает как-либо ограничивать права человека.
Напомню, что в соответствии со статьёй 18 Конституции РФ "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. "
Единственным законным способом ограничить посещение лесов гражданами является введение на территории чрезвычайного положения.
В соответствии со статьёй 11 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»
"Указом Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:
б) установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение"
Теперь же поправками к проекту федерального закона № 358872-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации", внесенному депутатами Государственной Думы Е.А.Туголуковым, В.В.Прозоровским, С.Ю.Осадчим и другими, принятому Государственной Думой в первом чтении 6 октября 2010 г.
пытаются узаконить право местных органов власти на ограничение посещения лесов (Статья 53 5)
"Органы государственной власти, органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, определяемыми в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, ограничивают посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств, а также проведение определенных видов работ в целях обеспечения пожарной или санитарной безопасности в лесах в порядке, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти."
А вот ещё из тех же поправок Статья 22-1""На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусматривающие в том числе привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, а также принятие дополнительных мер, препятствующих переходу лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и иные меры).";".
То есть путаница . Появляется слово ЗАПРЕТ, которого нет в Статье 11 п.5 ЛК
Попутно замечу, что в соответствии со статьёй 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 1993 г.
"МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база,
больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина,
в которых он проживает временно ."
Таким образом, лес по определению не может быть местом пребывания гражданина. И само словосочетание "пребывание граждан в лесу" применяемое в статье 11 ЛК, некорректно. Кстати, в тексте поправок , предложенных Е.А.Туголуковым и др. уже используется сочетание ПОСЕЩЕНИЕ ЛЕСОВ. Так что в ЛК тогда будет и ПРЕБЫВАНИЕ В ЛЕСАХ и ПОСЕЩЕНИЕ ЛЕСОВ...
Вообщем,,,, чем дальше в лес, тем больше путаницы...