Деревня
Чадково.
Есть деревни разные на свете. Есть ничем
непримечательные, а есть очень и очень необычные. Сегодня я расскажу о деревне
Чадково Любытинского района.
В советское время это была даже не деревня, а… если
говорить современными словами посёлок
при станции Чадково. На станции было три пути.
И это был процветающий посёлок:
·
Пусть и не очень большая, но всё-таки
станция.
·
И отсутствие дороги не было проблемой –
ведь продукты завозили в магазин по узкоколейке.
·
Раз в неделю приезжал киновагон.
·
Был свой клуб, в нём была и библиотека.
·
Здесь останавливались пассажирские поезда
(а они ходили 4 раза в день) в Хвойную, в Окуловку, в Неболчи (ныне аналогов
таким поездам почти что нет – лишь один поезд Окуловка-Неболчи уже не 4 раза в
день, а раз в неделю – хорошо хоть в один день).
·
Как и в Окуловке и Неболчи здесь
останавливался поезд дальнего следования, на котором можно было уехать в
Ленинград – из Ленинграда он отправлялся в 23:30, в 3 часа ночи были на станции
Неболчи, где и прицепляли к окуловскому поезду и примерно в 7 утра можно было
выйти в Чадково.
·
Был зал ожидания, где можно было купить
билет на поезд, если захотелось пить попить
колодезной воды – то она была в бачке, топили печки.
Возникает логичный вопрос: для чего же понадобилась
станция в такой, казалось бы глуши? И вот тут стоит вспомнить историю
строительства линии Окуловка-Неболчи. Она представляла собой два соединенных
между собой участка, построенных в разные годы: Окуловка-Любытино (ныне станция
Зарубинская) и Зарубинская-Неболчи. Эти участки примерно равны по расстоянию.
На первом участке имеется довольно много станций, а со вторым сложнее – одна
единственная - Гамзино (если не брать в расчёт начальную и конечную), вот и
получается, что случись, что в пути – помощи ждать неоткуда, да и пропуск товарных
поездов без наличия станции Чадково выходил бы весьма непростой задачей. К
сожалению,в 1993 году объёмы движения значительно сокращены – пассажирский
поезд всего раз в неделю (хорошо хотя бы так), а грузовых (так сейчас называют
товарняки) поездов на северном участке почти нет, так что станция Чадково
потеряла былое значение и переведена в
разряд остановочных пунктов с ликвидацией путей. После урагана 2010 года
произошло полное отключение деревни от электроснабжения – все железнодорожные
объекты связи потеряли своё значение. Света в деревне, впрочем, нет и по сей
день – но продвинутые жители привезли бензиновый генератор – генератор штука
требовательная – вот и приходится каждую неделю привозить бензин канистрами.
Может возникнуть вопрос – если есть станция, значит нужны люди – а это ведь
совсем небольшой населенный пункт – ответ прост – многих свезли с ближайших
хуторов.
А ещё мне бы хотелось отметить, что на линии не один
единственный населенный пункт – и пассажиропоток очень и очень приличный – и
Чадково одна (а ещё Кулотино, Котово и многие другие) из точек нехилой
высадки-посадки, зачастую бывает так, что в Любытино в поезд садятся очень
мало, а в Чадково наоборот очень много…
Путь до деревни Чадково из Любытино недолог – в пути
всего две остановки в лесу – Щегрино и 73 километр (иногда добавляются
некоторые другие по требованию железнодорожников – например, 71 километр) –
всего около 30 километров пути от Любытино. Поезд ходит один раз в неделю – по
вторникам – уехав утром, можно основательно погулять и днём уехать в обратном
направлении.
А теперь, давайте посмотрим, что же могут предложить
чадковцы простому туристу. Чадково – это немаленькая деревня в лесу, а лес –
однозначно народное достояние – грибы, любые ягоды (в сезон), охота. На рыбалку
далеко ходить не надо – ведь в деревне протекают две реки Отня (ударение на
букву я) и река Болотиха (эту реку
видели те туристы, которые высаживались на 86 километре и ходили в деревню
Тополёвку – сейчас этот маршрут становится всё популярнее). Современный турист
привередлив – хочет чтобы ему всё организовали. И такие организаторы в деревне
есть – это семья Тепляковых (переехавших в своё время из Санкт-Петербурга).
Сейчас у них достаточно крепкое хозяйство – есть свои домашние животные:
лошади, козы, кролики, своя пасека. Возможна организация фотосессий с
животными, иппотерапии (приглашают специалистов), верховая езда на лошади,
можно отведать разные вкусности местного производства: варенья, соленья, козье
молоко, продукты пчеловодства. Проводятся мастер-классы по содержанию пасеки,
по печному делу, прядению, вязанию и многое другое. Имеется своя баня, возможен
заказ массажа (Марина Теплякова по специальности – врач-массажист),
косметологических процедур. Одним словом, достаточно интересное место –
“семейный пансион” – тут уж кому что больше нравится), где возможно и
проживание (при договорённости).
(улей, где были дикие пчёлы)
С питьевой водой в деревне
проблем нет – есть две реки и 5 колодцев, где вода отличается по вкусу. Речная
вода успешно прошла проверку СЭС на чистоту – можно черпать и пить, даже без
кипячения.
(ради такого фото стоило съездить в Чадково, а когда
еще есть
многое другое, то и подавно)
Для тех, кто хоть немного интересуется железными
дорогами, в Чадково есть уникальный объект – частично деревянный
железнодорожный мост через реку Отня.
http://lubitino.ru/dost/railbridge.html
На берегу реки Отня есть месторождение уникальной
глины.
Подвоз
отдыхающих и/или заброска в желаемые места линии возможен поездом.
Автомобильных дорог к деревне не проложено – ближайшая
деревня, куда есть автодорога, находится на расстоянии 5 километров (Костино),
дорога до этой деревни может называться проезжей лишь условно.
Фотографии – Иван Наумов,
информация о деревне – Теплякова Марина + некоторые другие жители.
Прочие фото Чадково и
недалеко расположенной платформы 86
километр: http://lubitino.ru/gallery/thumbnails.php?album=132
Видео: Привет
Чадково от РЖД